- ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
- (ВПД) — новая и относительно самостоятельная отрасль психологии, задача которой состоит в изучении важных характеристик поведения и облика человека в целях проникновения во внутреннее психологическое содержание личности и оптимизации использования возможностей и индивидуальных особенностей каждого человека. Предметом ВПД является разработка психодиагностических методик, основанных на использовании визуальных средств. Задача ВПД состоит в разработке конкретных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей личности путем непосредственного визуального восприятия (црямое и косвенное наблюдение, видеозаписи, изучение документов, исследование почерка, рисунков и т. п.) Кроме того, ВПД изучает всю внешность человека, т. е. его лицо (физиогномика), фигуру, положение и рисунок рук (хирология), движение и положение глаз, окраску и строение лица, мимику, жесты, походку, особенности рукопожатия, характерные позы и др. Основными методами ВПД являются: наблюдение (прямое и косвенное), биографический и психографический методы, физиогномический анализ, психогеометрические и цветовые тесты, морфологический анализ (изучение строения тела человека) хорологический анализ, ферологический анализ (изучение группы и состава крови), изучение документов. Большое значение в ВПД имеет косвенное наблюдение, которое отличается от обычного тем, что наблюдатель изучает отдельные проявления не только внешнего облика человека, но и его окружение. Предметом такого наблюдения может быть его личный автомобиль, предполагаемые цвета, домашние животные, друзья («скажите, кто твои друзья, и я скажу, кто ты»), а также другие косвенные черты психологического портрета наблюдаемого: смех и его проявления, как и что он ест, как и во что одевается, поза спящего человека и многое другое. Корректное использование методов ВПД возможно только в сочетании и с опорой на традиционные методы изучения личности, для которого эти методы могут дать ценный дополнительный материал. (Г.В. Щекин)
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.